25.04.2008 - ЛЕГАЛЬНЫЙ ТРУД ПОДОРОЖАЕТ

Line

Федеральная служба России по труду и занятости и комитет Госдумы по труду и социальной политике предложили наделить частные рекрутинговые агентства официальными полномочиями по найму иностранных рабочих для большинства российских предприятий.

Федеральная служба России по труду и занятости и комитет Госдумы по труду и социальной политике предложили наделить частные рекрутинговые агентства официальными полномочиями по найму иностранных рабочих для большинства российских предприятий. Отныне эту работу, как заявил на парламентских слушаниях глава Федеральной службы по труду и занятости Максим Топилин, придется оплачивать самим работодателям, желающим нанимать иностранцев. Эксперты считают, что удорожание найма гастарбайтеров приведет лишь к переходу большой части рынка труда в тень. Топилин, впрочем, уверен, что создание агентств как раз и позволит выявить недобросовестных работодателей, предпочитающих использовать задешево труд гастарбайтеров. "Если мы увидим, что одни и те же крупные наниматели из года в год привлекают одинаковое количество мигрантов, мы будем требовать от них, чтобы они начали подготовку и поиск российских кадров, - заявил корреспонденту "Газеты" Топилин. - Кроме того, агентства сделают систему найма иностранцев для небольших фирм менее бюрократизированной". Он надеется, что агентства смогут быстрее чиновников улавливать изменения на рынке труда и формировать заявку на иностранных рабочих как минимум за год. Сами мигранты, по замыслу Топилина, смогут через частные агентства, еще находясь в своей стране, заранее узнавать о наличии рабочих мест и размерах заработка в каждом российском регионе. Участники слушаний косвенно признали проваленным решение правительства России, обещавшего осенью 2007 года не только ввести для гастарбайтеров с 1 января квоты по численности, но и разбить их по регионам и по определенным профессиям. Теперь депутаты и чиновники намерены передать посредникам часть нынешних функций по трудоустройству, отобрав их по сути у Федеральной миграционной службы, МВД и Минздравсоцразвития. Для разработки законопроекта решено создать рабочую группу. Правда, в концепции законопроекта, который может быть внесен в Госдуму уже осенью, за частными биржами труда может быть закреплено не только право подбирать персонал, но и обеспечение иностранных рабочих медицинскими и пенсионными страховками, медицинское обследование каждого желающего работать в России, их расселение, обучение языку и культуре принимающей страны и даже контроль за последующим трудоустройством мигрантов. Оплачивать все эти услуги, согласно планам участников слушаний, обязаны будут сами работодатели, если они нанимают более чем 20 иностранных рабочих. Или же бизнесмену придется получать лицензию и организовывать собственное агентство. То, что затраты работодателей с принятием закона резко возрастут, корреспонденту "Газеты" подтвердила директор по маркетингу и продажам одного из крупнейших столичных рекрутинговых агентств Наталья Мутусова, участвовавшая в слушаниях. Она отметила, что кроме упомянутых расходов фирмам придется платить и 13% агентского сбора. "Если бы работодатели были готовы так много платить, они бы просто наняли отечественных рабочих. Да и сами россияне с удовольствием приезжали в трудодефицитные регионы из трудоизбыточных и работали на тех же стройках за высокие зарплаты", - сказал в интервью "Газете" другой участник дискуссии, преподаватель кафедры трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии Никита Лютов. Он предлагает законодателям просто увеличить ставку МРОТ для каждой конкретной отрасли, что сразу значительно повысило бы долю отечественных квалифицированных рабочих на рынке труда. Выпускники ПТУ знали бы в таком случае, что им не придется соперничать за рабочее место с низкооплачиваемыми мигрантами из СНГ, полагает Лютов.
ГАЗЕТУ.GZT.RU